Добро пожаловать,
Гость
Логин
Пароль
Запомнить меня
Забыли пароль?
Наверх

Древнеславянский смысл ныне церковных праздников

Форум > Философские темы > Древнеславянский смысл ныне церковных праздников
Поиск
У нас на сайте




#1 Древнеславянский смысл ныне церковных праздников
13.04.2014 09:46:40
Дмитрий
Писатель
Off-line
Изображение
Вербное воскресенье - вербохлёст
Изображение
Веpба - кyстаpник или деpево. Символизиpyет быстpый pост, здоpовье, жизненнyю силy, плодоpодие. Kак символ pоста веpбы выстyпает в заклинаниях, благопожеланиях, pитyалах.

На улицах вовсю продаются веточки вербы к Вербному воскресенью, но праздник этот, многие, не понимая происхождения этого слова, называют «ВЕРБОХЛЕСТ».

Дело в том, что церковь после крещения Руси упрятала смысл этого Славянского (языческого) праздника под покрывало праздника Христианского, связанного с прибытием Иисуса в Иерусалим на осле. Тогда его приветствовали его последователи пальмовыми ветвями, крича «Осанна!».

Поскольку вербы в Палестине никогда не росли и не растут поныне, а пальмовые ветви никак не могут произрасти на Руси, Христианская церковь осуществляя подмену праздника Славянского на Христианский, оставила для облегчения подмены его основной символ – веточки вербы

А древний Славянский Православный (ныне языческий) праздник связан с обрядом оплодотворения, ибо наличие множества детей, выраставших сильными взрослыми людьми, воинами, пахарями, спасало семью, род и на-род от вымирания или гибели от рук врагов.

Чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. Обряд этот – «вербохлёст»: парни хлещут по ногам девок прутиками вербы, а те радостно визжат.

Так происходило символическое оплодотворение первыми вторых. В те времена отношения полов не считались чем-то греховным (как у христиан), а воспринимались как божественный акт.

Верба по сию пору является значимым растением в русской народной культуре. В славянской традиции она ассоциируется с быстрым ростом, силой, гибкостью, плодородием. Это связано с тем, что верба раньше других растений выпускает почки. Дерево вербы символизирует весну; считалось, что она передает здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

В начале весны наши предки отмечали праздник Вербохлест. В этот день люди легонько хлестали друг друга, детей, а также домашний скот веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез», «Хвора в лес, а здоровье в кости». Таким образом они изгоняли зимние болезни и хвори. Детям приговаривали: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка.

То что праздник в дохристианском мире существовал говорит и то, что его отмечают в других народах без придания религиозности, то есть как традиции предков. Например В Словакии до сих пор существует обычай хлестать друг друга вербой, также парни в эти дни поливают девушек водой; всё это – отголоски обрядов плодородия.

Согласись, читатель: образ и символ Вербы – плодородие, богатородие, здоровье – мало как может ассоциироваться с травой которую кидали под копыта осла, пусть даже ехавшего на нем Спасителя
#2 Древнеславянский смысл ныне церковных праздников
13.04.2014 09:51:56
Дмитрий
Писатель
Off-line
Изображение
Существует древний обычай расписывать на Пасху яйца по определенной технике, где куриное яйцо — символ жизни. Этот обычай существовал еще до христианизации Руси. А, следовательно, к современной Пасхе не имеет отношения.
Изображение
Как это было?

Писанки с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана,
Зло сбивает писанка.

Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Пожалуй, нет ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанки.

Самые распространенные орнаменты на писанках — солнечные знаки:
•Всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круги с прямыми и волнистыми линиями.
•Растительные мотивы. Все цветы похожи на настоящие, но сказочные по расцветке.
•Цветы, похожие на маленькие солнышки. Если такие цветы располагаются на «полюсах», это символизирует восход и закат — непрерывную смену дня и ночи, безконечность жизни.
•Прямые, волнистые, зигзагообразные линии символизируют движение.

Символы рисунков:
•ласточки — приход весны,
•спираль — знак долгой жизни (дарили пожилым людям),
•зеленые сердечки — любовь (девушки дарили парням),
•рушничок — для дочери (чтобы удачно вышла замуж),
•яблочко, цветы — на рождение девочки…

Символика цвета:
•красный — цвет огня, радости,
•желтый — цвет солнца,
•черный — цвет земли,
•коричневый — плодородие земли.

Детям до совершеннолетия дарили только красные или зеленые писанки, т.к. юная душа должна была сначала окрепнуть, получить Силу.

Краски применялись природные. Сырьем получения красок были цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, ягоды.

Яйцо-писанка.

Красить яйца — древний обряд, уходящий вглубь веков. Писанку не рисовали, а раписывали на сыром курином яйце.

По преданиям, писанки — это звезды, рожденные Ладой-Богородицей. Раз в году славянской женщине выпадала честь представлять Богородицу на земле.

В предрассветный час выносила она на порог волшебное пряльце и пряла нить, днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для этих красок брала накануне вечером из 7 родников. Домой несла молча, в тайне. Этой живой водой заливала сушеные травы , лепетки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь. Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском писалось обращение к Богам.

Настоящая писанка сохраняла жизненную силу целую неделю (не протухала). Сперва яйцо окуналось в желтую краску «яблоньку» и держалось в ней пока читались гимны-обращения к Богам. Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца были больше похожи на темные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка.

Первую писанку делали для Богов и Предков (можно было делать из деревянного яйца).

Вторую — для родителей.

Третья — для закликания весны.

Четвертая — с узором на богатство и достаток в Роду.

Продавать писанки было нельзя, а вот даровать — означало честь оказывать. Неряшливо расписанное яйцо силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни. А так же тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Разбитая писанка грозила засухой. Если такое происходило, то немедля скорлупу надо было измельчить и закопать в землю или же бросить в воду.

Писанки ложили венчиком вокруг кулича — для Богов и Предков. А на блюдо с зеркальной поверхностью — для людей. Для родителей принято было выкладывать на пророщенный овес.
Писанки — это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, а дарится уже пустое. Чтобы яйцо было дивной красоты, нужен сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов.

Крашенки.

Для ритуальных игр в «битка» и «катка» служили крашенки. Крашенка — яйцо вареное, когда как писанка непременно сырое. Крашенки бывают и однотонными, и расписными. Делать их намного проще.

А теперь вспомните, есть хоть слово про крашенные яйца в Библии?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.