Добро пожаловать,
Гость
Логин
Пароль
Запомнить меня
Забыли пароль?
Наверх

Искренние советы всем начинающим литераторам

Форум > Мастерская писателя > Искренние советы всем начинающим литераторам
Поиск
У нас на сайте




#1 Искренние советы всем начинающим литераторам
12.01.2016 07:55:12
Дмитрий
Писатель
Off-line
Изображение
1. Первый и самый правильный: « - Если можешь не писать – не пиши!!» Правы классики. Да, одно время увлечение литературой было делом престижным, денежным и уважаемым, сегодня же… Для начала, оно не денежное! Тут ситуацию можно сравнить с нашей эстрадой: ты можешь иметь сколь угодно хороший голос, но если не найдётся богатый и умелый продюсер, который тебя «раскрутит», то твоя участь – в лучшем случае петь по провинциальным кабакам за копейки. В литературе ситуация ещё хуже. Почему то все те, кто умеет складывать буквы в слова, считают, что этого достаточно, что бы быть писателем, ваяют свои нетленки и бегут в редакцию… Вы можете быть гением для себя, для своих друзей, но для издателя вы – мелкий подёнщик! Отношение соответствующее: разговаривать не хотят, грубо отказывают, если, волей случая, возьмут, правят, что хотят и как хотят, не спрашивая вашего мнения, платят только с официально заявленных тиражей, а это сущие копейки, и те нужно выклянчивать годами… Вся эта ситуация уже сейчас здорово уронила престиж и уважение к этому роду деятельности, и никакого просвета в дальнейшем не предвидится.
2. Допустим, вы решили писать для себя и друзей. Тут простор для творчества довольно широк: в России есть масса кружков начинающих литераторов. Например, литкульт, его легко найти в контакте. Ребята довольно активные, часто устраивают конкурсы, имеют свой сайт, и даже переодически издают себя самиздатом: сами издались, сами разобрали свои книжки, поставили на полку и гордятся. Многие громко называют себя писателями, имея за плечами пяток рассказов и столько же читателей. Это вызывает улыбку, но если людям это нравится и этого достаточно – то почему нет? В подобном виде это простое и необременительное хобби, возможность потусоваться в компании единомышленников, как-то выразить себя.
3. Ну и самое сложное. Вы хотите писать серьёзные произведения, иметь за плечами десяток-другой романов, тысячи читателей и поклонников вашего творчества. Тогда готовитесь к тому, что вам придётся отказаться от: карьеры – раз. Слишком много времени будет занимать литература. От богатой и обеспеченной жизни – два. Денег это не принесет, а сил и времени потребует много. Вас не поймет любимая женщина, вас не поймут друзья: современное общество ориентировано на получение прибыли, и тех, кто не живёт по его законам, считают в лучшем случае чудаками. Писательский зуд не даёт вам покоя, вас так и тянет к перу, бумаге, к пишущей машинке, к клавиатуре? Ну чтож, тогда поговорим, что нужно, что бы Ваши произведения были интересны не только вам, но и окружающим.

Как говорит Моршавин, редактор одного из самых известных российских издательств: « - Хорошим романом считается роман, в котором есть новая, свежая концепция, или, как минимум, свежая, новаторская мысль» . Цитата не точна, но смысл именно таков. Иными словами, Вы не просто должны досконально знать о том, о чём вы пишете. Вы должны пытаться осмыслить сюжет и дать читателю больше того, что он может прочесть сам. Например, если вы пишете исторический роман, вы должны не просто добавить костюм и оружие той эпохи, или заставлять героев говорить вычурным, псевдоисторическим языком – совсем нет. Вы должны реконструировать дух той эпохи, заставить героев иначе мыслить, иначе чувствовать. Причём сделать это легко и ненавязчиво, в лёгкой, приемлемой для читателя форме. Например, когда мы читаем «Три мушкетёра», мы не думаем о том, что вся эта весёлая компания – бандгруппа альфонсов-отморозков, живущая за счёт женщин и убивающих за косой взгляд. Они полностью естественны и органичны для своей эпохи, и потому выглядят живыми, хоть и живущими по иным законам. Или – любовный роман. Вроде как всё уже сказано, и не один раз – но если вы хотите создать нечто большее, чем роман-однодневку, вы должны создать нечто новое, новаторское. Многие писатели, понимая это, пытаются просто разнообразить сюжет описанием секс меньшинств, оргий и прочих извращений – но этот путь ущербен. Хотите создать нечто новое? Изучайте психологию, конструируйте взаимоотношения подобно опытному психотерапевту – и ищите новые развязки старых сюжетов. Этим вы не только сможете сказать что-то своё, но, возможно, поможете читателям в построении их жизни. И подобное можно сказать практически о любом жанре.

Если вам нечего сказать – писать бессмысленно, никакой талант не поможет вам писать лучше, чем посредственно.
И пару слов о таланте. Вы помните, что это такое? «на 10% способности и на 90 – труд, труд, труд». Писать романы – это целая наука, которую нужно изучать, если вы хотите писать на уровне классиков. Совсем не обязательно учиться пять лет в литературном институте, но потратить достаточно много времени и сил придётся однозначно. Даром в этом мире ничего не даётся, скорее наоборот – через кровь, пот и кровавые мозоли.
Для примера скажу, что свой первый роман я писал 10 лет, и, хотя он понравился читателям, ни одно издательство не захотело его печатать. И я сам понял, почему, после второго-третьего романа: слишком много в нём было литературных ошибок. Увы, такие ошибки не исправляет ворд, и даже учитель литературы… Тут может помочь только опыт или собрат писатель. И потому, вот ещё одно правило для того, кто хочет стать писателем:
Любите критику!
Конечно, я не говорю о высказываниях типа: «афтар отстой» или «меня не цепануло» - на всех не угодишь и стремиться к этому бессмысленно. Но критиков конструктивных, грамотных и умеющих обосновать своё мнение нужно ценить, носить на руках и внимать каждому их слову. Даже если не согласны. Особенно – если не согласны. Только разбираясь, что же не понравилось в ваших произведениях кому-то, изучая чужую, отличную от вашей точку зрения можно оттачивать своё мастерство. Вспомните мультфильм Кунг-фу Панда: «- Какой у тебя уровень? – А давайте начнём с нуля! Нулевой уровень». Если вы хотите стать мастером, не бойтесь начать с нуля.
Ну, и последнее. Нужно писать, писать, и писать. Не дня без страницы! Анализировать, обдумывать, смело удалять – и писать по новой! Только так и никак иначе. Мой знакомый автор Владимир Лосев пишет минимум по пол алки в день (алка, она же авторский лист – 40 тыс. знаков.). В романе – 15 алок. И при этом на один роман у него уходит никак не меньше четырёх месяцев. Вот и посчитайте, сколько времени и сил от тратит на исправление и переделку текста. Сырой, написанный просто потоком сознания текст хорош исключительно для начала работы над текстом и никуда больше.
Что ж, если я вас не напугал (а я очень старался вспомнить самые пугающие новичков подводные камни писательского ремесла) – тогда дерзайте! И пусть муза будет к вам благосклонна!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.