Добро пожаловать,
Гость
Логин
Пароль
Запомнить меня
Забыли пароль?
Наверх

Как развалить систему образования

Форум > Философские темы > Как развалить систему образования
Поиск
У нас на сайте




Страница 1 из 3123
#1 Как развалить систему образования
25.04.2016 10:01:56
Пока человек
Посвященный волк стаи
Off-line
Изображение
Как развалить систему образования за семь шагов?

Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Тем не менее, в "теорию заговора" поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье предлагается проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.

Лирически-методологическое предисловие

Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.

Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.

Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.

1. Снижение творческой мотивации педагогов

Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.

2. Подрыв авторитета педагогов

Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3. Бюрократизация учебного процесса

Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.

4. Либерализация учебного процесса

Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.

5. Разрушение интеллектуальной атмосферы

Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6. Подбор руководящих кадров

Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.

Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.

Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.

7. Маскировка

Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе

Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер. Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного.

Автор статьи: Д.Б. Сандаков (Январь 2013, г. Минск)
#2 Как развалить систему образования
25.04.2016 21:08:54
Daniel
Модератор
Off-line
Изображение
Интересная статья вышла. Многие факты, конечно, уже не раз обговаривались, правда, некоторые детали опущены. Пункты 1 и 2 чертовски верные, но их можно объединить в один.

И самое главное - рассмотреть саму образовательную систему. В ней также есть масса уязвимостей.

1. Образовательная программа топит учащихся в теоретической подготовке. Зачастую вовсе излишней. Большое множество информации, которое преподается в ВУЗ-ах должно регулярно подкрепяться практической частью. Однако этого не происходит, и помимо того, что у студентов падает интерес к учебному процессу, само качество такой подготовки снижается. В итоге, как известно, многие выпускники вне зависимости от оценок в дипломе доверившись образовательной программе, не могут найти работу по специальности.

2. Многие программы безнадежно устарели. Преподаватели из года в год зачитывают лекции примерно одного содержания, и если в отдельных дисциплинах развитие идет не так стремительно, как, к примеру, в области лингвистики, то во многих прогрессивных науках определенно требуется актуализация преподаваемых материалов. Многие преподаватели оправдываются тем, что дают студентам лишь базовые знания, давая им право дальше развиваться самим. Но при этом крайне редко встречаются случаи, когда в первую очередь в приоритете ставят внушить у студента интерес к определенной области.

3. Система оценивания. Можно сказать, что до сих пор используется метод кнута и пряника. Система оценивания стала создавать определенного рода границы. С детства внушая, что дети должны получать только пятерки (100 баллов и пр), родители сильно ограничивают их развитие. В результате такого подхода, как правило, получается два расклада. Первый - когда студенты не выдерживают, ставят крест на самом процессе, и в итоге уже отстраняются от системы. Второй - когда они относятся к этой системе серьезно, что приводит к ограничиванию мышления. Да, в стандартном стереотипизированном воспитанием мышлении это может показаться странным, но история знает немало случаев, когда в погоне за оценками люди забывали о близких, о собственном здоровье и даже прыгали под поезд. Это конечно, совсем курьезные события, однако не подпитывая себя взглядами за систему очень просто уйти в нее с головой и приняв с достоинствами все ее недостатки, разучиться мыслить своей головой.

4. Низкая определенность в дальнейшем развитии. Тесты по профориенации, которые сейчас используются, к тому же выстроенные на основе таких абстрактных дисциплин, как физика и математика, значительно затрудняют выбор школьников своего собственного пути. Школы не в состоянии дать в полной мере достаточный диапазон навыков и профессий, которые используются в современном мире, а значит для многих этот этап будет прыжком вслепую. Что впоследствие приводит к непониманию своего призвания, негативному отношению к работе, а значит, к снижению уровня жизни в стране. Помимо этого перечень предметов, как уже было сказано выше, нуждается в конкретизации, чтобы хотя бы повысить шансы школьника если не почувствовать, то угадать свое призвание.

5. Слова сказаны не мной, процитирую Андрея Себранта, директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс»:
Цитата:
Нужно готовить людей, которые, может быть, мало чего знают, но умеют очень быстро учиться совершенно новым специфическим задачам. Это другой способ образования в принципе, другая образовательная методика. Вся пресловутая классно-урочная система, в которой наша школа живёт с середины прошлого века, неадекватна для решения этих задач.

Несмотря на всю критику технологического прогресса, экономический кризис и прочие факторы, наука развивается достаточно быстро и сейчас рядовому студенту становится все сложнее освоить все основные дисциплины, как раньше. Более того, сейчас он таким образом себя ограничит, поскольку процесс научного развития стал однозначно быстрее индивидуального. А если люди перестанут смотреть на вещи по-новому, то общество останется на том же уровне, что и раньше, а то и уйдет на несколько ступеней ниже.

И самое главное, чего бы я хотел коснуться:
6. Отсутствие индивидуального подхода. Конечно, наша образовательная система никогда не "страдала" этим, но каждый человек в конечном итоге имеет свое самосознание и минимум, что должна дать правильная программа - это научить его думать самостоятельно, принимать решения, искать ответы. Я не говорю о каких либо индивидуальных занятиях, но хотя бы общей ориентированности людей к своей индивидуальности. В одном вузе, одном факультете, одной группе все студенты должны быть разными. Каждый человек должен остаться самим собой. Образование не должно своими методами топить базовые аксиомы психологии.
#3 Как развалить систему образования
25.04.2016 21:23:07
Дмитрий
Писатель
Off-line
Изображение
Вы посмотрели в ответ к задаче. сейчас, когда с начала реформ прошло больше 25 лет, уже ясно, что реформа практически уничтожила образование.
Дошло до парадокса: гопники уже не могут вытащить магнитолы из машин!!! Залазят и шарят по салонам в поисках ценностей, что под руку подвернётся, ничего снять и открутить просто не могут.
Говорить о заговоре можно только если это МИРОВОЙ заговор, поскольку нынешняя система образования не выдумана, а скопирована с других стран
#4 Как развалить систему образования
25.04.2016 22:20:04
Daniel
Модератор
Off-line
Изображение
Статья собственно, и нацелена на описание того, что происходит сейчас. Несмотря на провокационное название, это не пособие методов, чтобы развалить систему образования, а обратить внимание на нее. Я однажды встречал спец. статью, где словами автор описывал, почему конкретную данную систему лучше не использовать, в то время, как аргументы говорили об обратном:)
#5 Как развалить систему образования
25.04.2016 22:36:58
Пока человек
Посвященный волк стаи
Off-line
Изображение
Цитата:
Несмотря на провокационное название, это не пособие методов, чтобы развалить систему образования, а обратить внимание на нее.

Мы оказывается юмор не понимаем, вот это новость!
#6 Как развалить систему образования
25.04.2016 23:30:13
Daniel
Модератор
Off-line
Изображение
Oh, c'mon. Это была ирония)
#7 Как развалить систему образования
26.04.2016 07:31:58
Дмитрий
Писатель
Off-line
Изображение
Кстати, на сайте есть подобная тема:
Если бы немцы победили
#8 Как развалить систему образования
02.02.2017 21:48:48
Юрковский
Молодой волк
Off-line
Изображение
Это все понятно, но ведь есть еще вопрос - что делать? Нужен конкретный план действий для всех составляющих этой системы, помогите мне с этим. Для начала опишу ситуацию. Я отличник, учусь в 8 классе и вижу, что происходит вокруг. Конкретно в моей школе низкий уровень обучения. И конкретно в моем классе чрезвычайно низкий уровень дисциплины и мотивированности к обучению. И это можно понять.
Учителя не хотят учить потому, что ученики не хотят учиться. А учиться они не хотят потому, что все предметы далеки от их повседневной жизни. Ученики не видят необходимости в обучении, они вообще не понимают, зачем им гундят про какие-то электронные пары или системы уравнений, зачем им второй иностранный язык или духовное краеведение Подмосковья ( это мое любимое - с первых страниц видно, для чего это делается). При этом у них очень мало жизненных интересов, то есть они вообще не знают, куда пойдут после школы. Для учеников обучение перестает являться таковым и приобретает вид этакой армейки. Выполнять бессмысленные действия, чтобы завтра о них забыть. На это жутко смотреть. Учителя говорят в пустоту, ученики слышат шум.
Не удивительно, что интеллектуальный уровень находится где- то на уровне средневековья. То есть в прямом смысле средневековья, куча догм и предрассудков, тотальная неграмотность. Пример 1 : учитель ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ вместо проведения своего предмета ставит творение маэстро Жданова. Пример 2: Учитель литературы на " серьезных щщах" посреди урока начинает вещать про какие-то ауры и биополя.
Я в следующем учебном году поступаю в сильную школу, чтобы поступить в сильный университет, чтобы в конкретно моем случае продолжить обучение за границей, чтобы найти там работу, чтобы там жить здорово и весело. ( хотя скорее всего я вернусь сюда, ибо совесть у меня есть и я не смогу просто взять и думать о том, что есть такое место на Земле)
И в итоге способные валят из-за низкого уровня всего, а низкий уровень из-за того, что способные валят. Замкнутая система.
Мне нужно из шкуры вон леть, чтобы показать своему окружению, что есть альтернатива такому порядку вещей. Друзей пытаюсь заинтересовать в саморазвитии (Они ведь даже книг не читают, ВООБЩЕ не читают), учителям показать, что их можно чему-то научить, что они не впустую работаю. Планирую свой ютуб канал на тему научного просвещения.
А теперь вопрос: Что мне еще можно сделать, исходя из моего нынешнего положения?
З,Ы, надеюсь это было не убийственно скучно, такой уж я человек.
#9 Как развалить систему образования
02.02.2017 22:59:15
Daniel
Модератор
Off-line
Изображение
В общем-то систему образования не изменишь. Я уже подчеркивал то, что она устарела. Информации становится все больше, людям необходимо разбираться в более широком круге информации, и при этом хочется остаться человеком, а не превратиться в сухой справочник. Для этого человек должен мыслить совершенно иначе, нежели люди 20 века.

Во-первых, ему нужно твердо понимать хотя бы примерный диапазон навыков и информации, которыми он должен обладать. Школы и университеты до сих пор пытаются впихнуть в головы средних студентов то, что им кажется необходимым. Здесь следует понимать также, что системе образования невыгодно создавать слой интеллигенции. Только слой узких специалистов, которые могут выполнять свою задачу и не более.
Во-вторых, он должен уметь использовать современные системы. То есть это мобильные устройства, компьютеры, сеть, офисную технику, бытовую технику, автомобили и пр. Но при этом детально изучать их строение не нужно. Главное уметь их использовать и в общих чертах представлять их принципы работы.
В-третьих, как я уже говорил, человеку не нужно держать в голове всю информацию. Школьная методика в рамках наших реалий и особенности психики нынешних людей, выветривается практически сразу, без следа. Но при этом современный человек должен суметь получить нужную ему информацию по мере необходимости. Во многом этому сейчас способствует Интернет и СМИ. Но кроме этого, важно уметь строить коммуникации и правильно выражать свои мысли, на чистом и понятном языке.

Что касается тебя лично, то если ты себя все-таки ставишь выше среднего студента, не зацикливайся на школьном/университетском образовании. Вне зависимости от страны, преподавателей, система уже физически неэффективна. Если этого мало, добавлю, что сейчас диплом уже уходит на второй план при устройстве на работу, да, за рубежом он нужен чаще, но больше степени бакалавра редко, кто требует. Гораздо важнее правильно определить свое призвание и набрать соответствующих навыков. Особенно, если захочешь в итоге организовать свое дело, проект, диплом тебя не спасет, а навыки спасут. Поэтмоу я бы посоветовал все же немного посмотреть за рамки системы образования и попытаться определить, что тебе нужно по-настоящему. И не нужно строить из себя героя, способного поменять систему. От этого, как правило, не будет ни эффекта, ни пользы. Хочешь изменить других - начни с себя.
#10 Как развалить систему образования
03.02.2017 07:01:40
Дмитрий
Писатель
Off-line
Изображение
Юрковский, все великие люди так или иначе занимались самообразованием, но Ломоносова до Невзорова. Паскаля, например, вообще никто не учил, он сам до всего доходил - реальный научный факт.
В общем, хочешь чего-то добиться в жизни, вот тебе несколько важных и нужных пунктов самосовершенствования:

1. Определи, к чему у тебя склонность. Это важно. Если тема тебе интересна, развитие идёт раза в три быстрее. Их может быть несколько, выпиши все.

2. Исходя их своих склонностей выбери способности - то, что у тебя легче всего получается.

3. Теперь исходя из способностей, выбери профессию, им соответствующую - так, что бы она в наши дни была востребованной.

4. Нашёл профессию, а лучше - несколько смежных? Отлично! Теперь бери самые крутые сайты работы, лучше зарубежные, и читай, какие требования предъявляются к твоей профессии, что нужно знать. Это ты и должен знать, помимо получения диплома. Удачи
Страница 1 из 3123
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.